Синдром Аспергера
Дата публикации 3 октября 2018
Рубрика Болезни
Что такое?
Синдром Аспергера относится к группе нарушений развития, известных как «расстройства аутистического спектра». Встречается чаще у мальчиков. Дети с таким синдромом обычно имеют нормальный или высокий интеллект и, в отличие от детей с аутизмом, у них отсутствуют задержки когнитивного или языкового развития. Для больных характерны необычные речевые обороты, большие трудности с общением и социализацией, а также черты обсессивно-компульсивного расстройства. Синдром Аспергера является врожденным, а исследования показывают, что существует семейная предрасположенность к заболеванию. Хотя социальные нарушения синдрома Аспергера сохраняются на протяжении всей жизни, образование и социальная поддержка помогают больным быть вполне самостоятельными.
Чего ожидать?
Подозрения, что что-то не так с их ребенком, у родителей могут появиться, когда малышу исполняется три года или около того. Сначала отмечаются задержки в развитии моторики: позднее начало ползания и ходьбы, проблемы с ездой на велосипеде, при игре в догонялки, влезании на предметы. Одной из основных характеристик синдрома Аспергера является навязчивый интерес к одной теме или объекту. Так, ребенок может часами считать проезжающие мимо автомобили или говорить исключительно о поездах. У ребенка возможны трудности с социальным взаимодействием, жесткость и сопротивление изменениям. Также при данной патологии характерно наличие исключительных способностей в какой-то конкретной области, например, связанной с числами, в математике, компьютерах или музыке. Постановка диагноза осуществляется психиатром, который с помощью родителей разрабатывает эффективную программу помощи. Конкретных способов борьбы с синдромом Аспергера не существует, используется сочетание психотерапии, специальных образовательных методик, изменения поведения и поддержки родителей. Иногда рекомендуется прием лекарственных препаратов. При адекватной своевременной помощи многие дети успешно справляются с ограничениями, обусловленными синдромом Аспергера, получают образование и делают карьеру. Вероятно, что ребенку потребуется поддержка на протяжении всей его дальнейшей жизни для решения проблем социальных и личных отношений.
Распространенность
Оценки распространенности синдрома Аспргера значительно варьируются: от 0,03 до 4,84 эпизодов на 1000 детей.
Лечение
Лечение синдрома Аспергера включает:
- тренинг социальных навыков ‑ форму групповой терапии, помогающую детям с синдромом Аспергера научиться взаимодействовать с другими;
- когнитивную поведенческую терапию – «лечение разговором», помогающее управлять своими эмоциями, устранять навязчивые интересы и повторяющиеся действия;
- эрготерапию (оккупационную терапию) или физическую терапию при слабой координации движений;
- речевую и языковую терапию (с помощью логопедии);
- тренинг и поддержку родителей;
- медикаментозные средства (при наличии у ребенка тревожности, злости, невнимательности).
Что можно предпринять самому?
Следующие стратегии для домашнего использования могут помочь ребенку с синдромом Аспергера:
- использование рутин, минимизация изменений и подготовка к ним в случае неизбежности;
- разговор с медленным и четким проговариванием;
- использование особых интересов ребенка в обучении новым понятиям, когда это возможно;
- делать перерывы в социальном общении при необходимости.
Чем усугубляется?
Незнакомая или оказывающая давление окружающая среда, стресс, гнев, разочарование, подростковый период усугубляют проявления заболевания.
О чем спросить врача?
- Является ли синдром Аспергера причиной симптомов, наблюдаемых у ребенка, или это связано с чем-то другим?
- Какие обследования нужны ребенку?
- Какой имеется опыт в оценке синдрома Аспергера у данного учреждения?
- Участвуют ли в оценке синдрома Аспергера специалисты разного профиля?
- Какие процедуры будут нужны ребенку на данном этапе?
- Каков прогноз?
Постановка диагноза
Комплексная оценка состояния ребенка, как правило, осуществляется командой специалистов таких, как педиатр, психолог, логопед на базе медицинского или специализированного центра. Подобная оценка включает психологические, коммуникационные, неврологические и медицинские исследования.
Факторы риска
Синдром Аспергера чаще выявляется у мальчиков, чем у девочек.